Герб школы

Гимн школы

Күн аайы күүрэҥҥин, үүнэҥҥин

Чаппандам күннэтэ сайдаҕын

Күүрээннээх долгуҥҥар охсоҥҥун

Эдэркээн бэйэбин тардаҕын.

(хос ырыата)

Чаппандам - мин дойдум буолаҕын

Ханна да барбаппын арахсан,

Бар дьоммор, инники кэскилбэр

Баһыыба Чаппанда эбэбэр.

 

Чаппандам - "тииҥ уйа дойдута"

Чаҕылхай бэйэҕин хайгыыбыт,

Сүрэхпин истиҥник долгута

Суохтааммын тапталбын аныыбын.

(Хос ырыата)

Үөрэххэ сахалыы сайдыыбыт

Үчүгэй олоххо сирдээтин

Эйэҕэс учуутал аймахпыт

Эйиэхэ махталбыт тиийиэхтин.

(Хос ырыата)

Үс саха төлкөлөөх төрүөҕэ

Үөрүүнү эһиги үрдэтиҥ,

Саҥалыы сайдыыбыт кэлиэҕэ,

Сайаҕас санааны үксэтиҥ

Хронология структурных изменений школы:

 

  • 1 ноября 1912г. – открытие церковно-приходской школы, заведующий  Попов С.И.
  • 1925г. – открытие начальной школы, заведующий Чусовской Н.И.
  • 1935 г. – открытие семилетней школы, директор Игнатьев И.Н.
  • 1960 г. открытие восьмилетней школы, директор Васильев Д.Д.
  • 1974 г. открытие средней школы, директор Ефремов П.Н.
  • Апрель 2006 г. – присвоение школе имени С.П.Алексеева - Боhуут.
  • Сентябрь 2012г. – столетний юбилей школы, директор Тимофеев А.В.

 

 

Основатель школы, меценат, попечитель, голова Мархинского улуса, почетный инородец Бестяхского наслега, почетный гражданин Мархинского улуса, действительный член Якутского областного Совета попечительства о бедных учениках Якутского духовного училища, Якутской образцовой школы и Якутской духовной семинарии, почетный мировой судья Вилюйского округа – Степан Прокопьевич Алексеев – Боhуут. В 1912 году на средства С.П.Алексеева по ходатайству священника Саввы Попова при Чаппандинской Вознесенской церкви была открыта одноклассная церковно-приходская школа. Заведующим школой назначен священник Савва Попов, учителем – Иннокентий Васильевич Саввин, попечитель – Степан Прокопьевич Алексеев.

 

5 апреля 2006 года Указом Президента Республики Саха (Якутия) В.А.Штырова Чаппандинской средней общеобразовательной школе присвоено имя Степана Прокопьевича Алексеева - Боhуут

 

            Средняя школа, построенная в 1973 году, расположена центре села с 960 населением, находящегося в 25 км от районного центра. Школа имеет центральное отопление, спортивный зал, библиотеку, компьютерный класс, буфет и кабинеты по предметам. Рядом со школой находятся литературно-фольклорный музей имени Н.Т.Степанова, учебной мастерской, трактороведения, гараж, начальная школа, где обучаются учащиеся 1- 4 классов.

            За годы функционирования нашей школы, от дореволюционной церковно-приходской школы до средней школы начала ХХI века, в ней училось огромное количество творческих личностей. Всех невозможно перечислить, но благодаря им наша школа не теряет свой ориентир на светлое будущее. Среди них учитель-энтузиаст, фольклорист, создатель уникального литературно-фольклорного музея Н.Т.Степанов. Он был и остается непререкаемым авторитетом для наших учителей и учащихся. Его вклад в историю школы трудно переоценить.

В настоящее время в школе обучается 91 детей, обучением охвачены все дети школьного возраста. В школе работает 45 человек, из них 26 учителей-педагогов.

Социальный состав родителей представляют работники СПК «Чаппанда», служащие, пенсионеры, безработные.

            Чем выше роль школы сегодня в районе, тем ценнее и значимее ее вклад, внесенный в социально-экономическое развитие наслега, района и республики. Основная функция нашей школы – духовность, патриотизм, семья, здоровье, формирование интеллекта, общее развитие ребенка, повышения уровня самосознания и ответственности перед обществом. Значимость и роль нашей школы должна заключаться в том, что выпускник наряду с успешным освоением определенных учебных дисциплин, имеет возможность реализовать себя во многих сферах деятельности, например: трудовых и творческих навыков, составление проектов, бизнес-планов, быть коммуникабельным и т.д.

            С 1998 года в школе ведется преподавание основ игры «шашки» с недельной нагрузкой 1 час как урок и два часа кружковых занятий в рамках внутришкольного эксперимента. Руководителем эксперимента является учитель высшей категории, педагог дополнительного образования, Отличник народного просвещения РСФСР Семенова К.К.

Цель эксперимента: обеспечить развитие мыслительной деятельности и логического рассуждения учащихся посредством обучения интеллектуальной игре «Шашки»; содействовать развитию творческих способностей и привлекать учащихся к научно-исследовательской работе; приобщать детей к общечеловеческим ценностям, формировать у них навыки поведения, адекватные этим ценностям.

            Создание спортивно-образовательной среды, позволяющей ребенку развиваться на основе теоретических знаний и практических умений посредством расширения личностного опыта. Шашисты нашей школы занимают первые места в лично-командных первенствах школ района, успешно защищают честь наслега в комплексной смешанной спартакиаде среди наслегов района. С 2001 года стали участвовать в региональных, республиканских, Российских первенствах. В соревнованиях происходит отработка техники игры, знакомство со стилем игры соперников, накопление турнирного опыта. Энтузиасты – старшее поколение шашистов района стали помогать в организации и проведении квалификационных соревнований. В ходе совместного участия учащихся, педагогов, квалифицированных шашистов создается единая система воспитательной работы шашечного кружка, школы, и населения района. В результате целенаправленной работы энтузиастов не только повысилась квалификация шашистов-школьников, но и взрослых шашистов района.

Педагогический коллектив работает над следующей методической темой: «Оптимизация УВП через применение новых образовательных технологий».

            Цель методической работы является непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области учебного предмета и методики преподавания. И направлена на развитие действующего учебно-воспитательного процесса как образовательного пространства. Методические объединения рассматривают теоретические вопросы по психологическим, педагогическим проблемам, планово проводят творческие предметные недели, индивидуальные консультации, открытые уроки, олимпиады, педагогические чтения и т.д. Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий; профессиональное становление молодых преподавателей; разработка программного обеспечения для перехода к профильному обучению.

            Методическая работа ведется по 3-м направлениям: организация работы методических объединений, повышение квалификаций и распространение передового опыта работы.

            В школе действует 5 методических объединений:

  1. МО начальных классов, руководитель Павлова Светлана Афанасьевна
  2. МО гуманитарного цикла, руководитель Дьячковская Сардана Максимовна
  3. МО естественно-математического цикла, руководитель Васильева Александра Константиновна
  4. МО физической культуры, руководитель Осипов Аркадий Петрович
  5. МО эстетико-трудового цикла, руководитель Ефимов Алексей Николаевич

Методическая работа – это целостная система развития творческого и профессионального потенциала учителя и коллектива в целом.